Может ли таксист быть самозанятым

Действующее законодательство не позволяет частным перевозчикам оказывать услуги без регистрации ИП, но агрегаторы закрывают на это глаза

Год назад премьер-министр Татарстана Алексей Песошин призвал активнее переводить таксистов в статус самозанятых в соответствии с новым налоговым режимом, который Татарстан реализует в рамках пилотного проекта.

Как выяснило «Реальное время», за минувший год число самозанятых частных перевозчико в республике заметно выросло — до 10 тысяч человек, согласно данным Минтранса РТ. Впрочем их могло быть и больше, но действующий закон о такси максимально этому препятствует, не позволяя физлицам получать лицензию на перевозку пассажиров.

Ситуацию пытаются исправить с помощью нового законопроекта, соавтором которого выступает и татарстанский парламентарий.

Несмотря на официальные данные, не все таксомоторные компании заметили прогресс в переводе водителей такси в самозанятые.

Как рассказал «Реальному времени» руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников, причина тому — действующий 69-й федеральный закон о такси, который не допускает выдачи разрешения на перевозки физическим лицам.

Легально стать самозанятым таксистом и платить налог на профессиональную деятельность человек может только в том случае, если предварительно оформил ИП. Это противоречит самому принципу самозанятости, которая задумывалась как инструмент для максимального упрощения легализации микробизнеса, отмечают эксперты.

Может ли таксист быть самозанятым— Сейчас самозанятость как таковая недоступна для водителей такси. Частный водитель по-прежнему не допущен к легальному оказанию услуг по перевозке. Да, есть вариант для водителя, который зарегистрировался как ИП, перейти на новый налоговый режим, но это не та самозанятость, о которой изначально шла речь. То есть по большому счету за год эксперимента с самозанятостью для такси ничего не изменилось, — резюмирует Павел Стенников.

— Отрасль ждет от государства разрешения оформлять лицензию физлицам. Это позволит не только легализовать рынок, но и увеличить доходы водителей. Сейчас они вынуждены пользоваться услугами посредников, так называемых «подключашек», а это стоит денег. Либо процент от заказа, либо фиксированная абонентская плата — примерно тысяча рублей в месяц, — считает он.

Гендиректор татарстанского АНО «Центр поддержки самозанятых» Лиана Пахарева подтверждает, что таксист может стать самозанятым лишь при условии предварительной регистрации ИП, но большой проблемы в этом не видит.

Может ли таксист быть самозанятым— Сейчас есть много сервисов, позволяющих оформить ИП быстро, в течение дня, и уже потом через приложение «Мой налог» перейти на налоговый режим для самозанятых, — пояснила Пахарева.

Эксперты за легализацию таксистов-физлиц

Исполняющая обязанности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала «Реальному времени», что ограничения по самозанятости для таксистов действительно есть, но проект поправок в законодательство о такси уже готов и находится на рассмотрении.

— Действительно, сегодня самозанятые таксисты столкнулись с системной проблемой законодательства — они как физические лица не могут получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Закон в принципе не дает им такой возможности — получить разрешение может только официальный индивидуальный предприниматель.

Рынок перевозок восполнил этот пробел через так называемую «арендную схему», когда организация либо индивидуальный предприниматель берет в аренду транспортное средство у физлица, получает для него необходимое разрешение на перевозку, а дальше водитель работает фактически самостоятельно, — рассказала Камалова.

— Тем не менее отсутствие единого подхода в регулировании правового статуса самозанятых ограничивает возможности для развития самозанятости в сфере работы такси. Проект поправок в закон, которые позволяют получать разрешения на работу такси самозанятым физическим лицам, сейчас находится на рассмотрении в федеральных ведомствах.

Той же точки зрения придерживаются и в популярном агрегаторе «Яндекс.Такси».

Может ли таксист быть самозанятым— Число водителей такси, желающих зарегистрироваться в статусе самозанятых, может вырасти, если в законодательстве по итогам эксперимента будет сделан следующий логичный шаг — возможность для самозанятых получать разрешение на работу такси на свой личный автомобиль. Это сделает статус еще более удобным для большого числа занятых в такси россиян, — уверен директор по стратегическим проектам «Яндекс.Такси» Петр Диденко.

Минтранс РФ против

Законопроект, о котором идет речь, уже внесен в Государственную думу.

Как рассказал «Реальному времени» один из его авторов, депутат от Татарстана Айрат Фаррахов, документ уже согласован Администрацией президента и агрегаторами такси, а сейчас находится на согласовании в регионах.

Этот процесс займет какое-то время, однако, как полагает Фаррахов, до конца года у законопроекта есть все шансы быть принятым. Правда, со стороны федерального Минтранса документ встретил некоторое противодействие.

— Минтранс [РФ] против того, чтобы самозанятые физлица могли получать разрешения на работу в такси.

В ведомстве опасаются, что из-за этого могут возникнуть проблемы, потому что считают, будто физлица — недостаточно ответственные люди.

Но мы думаем, что именно с невозможностью получить лицензию связано то, что рынок такси сегодня — это достаточно «серая» зона: половина водителей «бомбит», и все об этом знают, — рассуждает Фаррахов.

Может ли таксист быть самозанятым— Оформлять ИП они не хотят, потому что это сопряжено с некоторыми бюрократическими сложностями, отчетностью. Стать самозанятым намного проще, все происходит «в цифре». Думаю, ошибочно полагать, что ответственность как-то зависит от наличия статуса ИП. Наш законопроект поспособствует тому, чтобы рынок стал более прозрачным.

Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет

Но пока поправки не приняты, отрасль частных пассажироперевозок вынуждена развиваться стихийно и, в некоторой степени, нелегально. И инструмент самозанятости играет в этом процессе не последнюю роль.

Во-первых, несмотря на законодательные ограничения, количество самозанятых таксистов растет. Если год назад крупнейший в России агрегатор «Яндекс.Такси» сообщал «Реальному времени» о 1 200 самозанятых таксистах, работающих в Татарстане, то теперь, по данными республиканского Минтранса, их более 10 тысяч.

— Это больше 15 прцентов зарегистрированных «самозанятых» в целом по республике (более 64 тысяч человек), — уточнили «Реальному времени» в пресс-службе министерства.

— В Татарстане стояла серьезная задача — максимально привлечь самозанятых лиц к участию в проекте.

У Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ — это возможность «вывода из тени» лиц, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров личным автотранспортом (таксисты).

А в «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч.

— «Яндекс.Такси» был первым федеральным партнером ФНС по подключению самозанятых. По последним данным в России более 107 тысяч самозанятых водителей-партнеров выполняют заказы сервиса «Яндекс.Такси».

А всего в России зарегистрировано порядка 400 тысяч самозанятых.

Компания ведет активную работу по подключению к платформе самозанятых таксистов в республике Татарстан, в частности, теперь такая возможность появилась не только у таксистов, но и у курьеров, которые работают с сервисом «Яндекс.Еда», — рассказал Петр Диденко.

В «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч. Фото Максима Платонова

Водители нарушают закон, агрегаторы смотрят сквозь пальцы

Между тем, по информации, полученной «Реальным временем» от самих самозанятых таксистов, выполняющих заказы пользователей популярного агрегатора, последний предоставляет водителям техническую возможность заниматься извозом без оформления ИП и даже без разрешения на работу. Достаточно статуса самозанятого, получение которого предусмотрено мобильным приложением для таксистов через сшивку с приложением «Мой налог». Наличие статуса ИП при этом не проверяется, хотя на своем сайте агрегатор и указывает на его необходимость: мол, мы вас предупредили.

— Зарегистрироваться не составляет проблем, агрегатор дает возможность регистрироваться самозанятым, но человек в этом случае работает на свой страх и риск, нелегально, нарушая 69-й федеральный закон, — утверждает собеседник «Реального времени» из самозанятых таксистов, попросивший по понятным причинам не называть его. — Чтобы зарегистрироваться самозанятым и выполнять заказы, в Казани нет необходимости получать разрешение. По сути, любой человек с улицы, имея паспорт и водительское удостоверение, может подключиться и спокойно работать.

По словам нашего собеседника, похожим образом дело обстоит и с так называемыми «подключашками» — компаниями-прокладками, которые имеют необходимый для работы с агрегатором юридический статус, и за плату позволяют частным водителям выполнять заказы агрегаторов.

По факту водитель работает все так же самостоятельно, но формально числится в существующем порой лишь на бумаге таксопарке.

Разница между этой схемой и самозанятостью лишь в том, что самозанятый таксист платит налоги государству (их размер программа агрегатора рассчитывает автоматически), а не комиссию за заказы «подключашке».

— Таксистов фактически никто не контролирует. Агрегатор примерно раз в неделю просит загрузить в приложение фото автомобиля и салона, водительского удостоверения, иногда — лица водителя.

Вот и весь контроль, — продолжает собеседник «Реального времени». — Все рейды, направленные на пресечение деятельности нелегальных таксистов, лишь показуха.

Я занимаюсь извозом с 2014 года, и никто ни разу не спросил у меня регистрацию ИП, разрешение на работу и т. д.

Ппоявление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок. Фото vk.com/proautokzn

В пресс-службе агрегатора, о котором идет речь, наличие подобной схемы подключения водителей отрицают: мол, при регистрации программа требует загрузить разрешение на работу в числе прочих необходимых документов, но, как уверяют нас таксисты, это ограничение действует только в Москве.

По мнению нашего собеседника, появление самозанятых таксистов — это первый шаг к тому, чтобы навести в отрасли порядок, поскольку регистрация физлиц в качестве легальных извозчиков позволит исключить из цепочки клиент — агрегатор — водитель «подключашек», и направит налоги таксистов исключительно в бюджет.

БизнесТранспорт Татарстан

Самозанятый в Яндекс Такси – как получить лицензию и начать работу

С 1 января 2019 года компания Яндекс Такси предоставляет водителям уникальную возможность — устройство в службу в качестве самозанятого лица.

На данный момент услуга доступна не во всех российских регионах, а только в Москве и Московской области, в Татарстане и Калужской области. В других регионах водители получат подобную возможность уже в 2020 году.

Стать самозанятым в Яндекс Такси легко, а водитель получает ряд преимуществ. Но также есть у этого вида деятельности ряд недостатков, о которых мы подробно расскажем.

Заполните анкету и отправьте заявку через официальный сайт https://taxi.yandex.ru/rabota/ и начните работать! А водители из Москвы могут подключиться к не менее привлекательной компании Ситимобил на https://citymobil-job.ru.

Может ли таксист быть самозанятым

Особенности самозанятости

Чтобы стать самостоятельным водителем, работающим напрямую в Яндекс Такси, нужно зарегистрироваться в двух приложениях – «Мой налог» и «Таксометр». Первое было разработано налоговой службой России специально для организации налогообложения граждан с самозанятостью.

Каждый водитель имеет право выбирать между двумя вариантами работы в службе такси от Яндекса – через автопарк или напрямую.

В первом случае компания оформляет лицензию, страховку и другие документы на своих сотрудников, а также предоставляет им заказы на обслуживание пассажиров.

Во втором случае гражданин работает на себя, оплачивая налоги и самостоятельно занимаясь оформлением всех документов и обслуживанием транспортного средства. Подробнее о работе в Яндекс Такси на своем автомобиле.

Может ли таксист быть самозанятым

По факту самозанятые в Яндекс Такси работают на те же условиях, на которых до этого устраивались индивидуальные предприниматели и простые водители. При этом в службу может устроиться каждый человек с водительским удостоверением и подходящим автомобилем.

Читайте также:  Как узнать, куда перечисляются мои пенсионные отчисления

За обслуживание каждого клиента водитель оплачивает налог в определенном размере, зависящем от того, кому предоставлена услуга (на системе налогообложения мы еще остановимся более подробно).

Как стать самозанятым?

Почти каждый может стать самозанятым водителем Яндекс Такси на своем авто, следуя простейшему алгоритму действий:

  1. Нужно скачать и установить программу Таксометр на мобильное устройство.
  2. В разделе «Водитель» выбрать пункт «Стать водителем-партнером».
  3. Установить программу «Мой налог» на смартфон.
  4. Пройти регистрацию в ней в качестве самозанятого лица.
  5. Завершить регистрацию в приложении Таксометр.
  • Предварительно отправляйте заявку по ссылке:
  • Стать водителем Яндекс Такси
  • При возникновении любых сложностей или уточнения интересующих вопросов можно связаться со службой поддержки Яндекс по номеру телефона 8 495 122-21-22.

Может ли таксист быть самозанятым

Важным критерием является модель вашего авто, год выпуска и состояние. Узнайте, какие автомобили подходят для Яндекс Такси.

Условия для водителей

Компания предлагает самозанятым водителям в такси такие же условия, как индивидуальным предпринимателям. Система основана на следующих принципах:

  • Водитель взаимодействует со службой такси и представителями налоговой службы через личный кабинет Таксометра с встроенным приложением «Мой налог». С его помощью оформляется статус самозанятого лица.
  • При распределении заявок на обслуживание пассажиров самостоятельные водители имеют преимущество.
  • Налоги начисляются и удерживаются ежедневно с учетом комиссии сервиса.
  • Получить машину в аренду можно в Яндекс.Гараже или в партнерском таксопарке.
  • Водитель сам планирует рабочий график и решает, когда удобно выходить на линию.
  • Подтверждение приходно-кассовых операций для налоговой оформляются автоматически.

Алгоритмы построения работы в Яндекс Такси для самозанятых и для ИП идентичны, но комиссии отличаются.

Может ли таксист быть самозанятым

Наклейки Яндекс Такси на кузове авто будут полезны, так как это повысит приоритет при распределении заявок.

Как получить лицензию на такси самозанятому?

Процесс получения лицензии водителю мы подробно описали в данной статье. Выполняйте все по пунктам и проблем возникнуть не должно. Основное – соответствовать всем требованиям и подготовить авто. Лицензия для самозанятых ничем не отличается от лицензии для ИП.

Отправляйте заявку на официальном сайте https://taxi.yandex.ru/rabota/.

Налогообложение

Все водители, работающие напрямую со службой Яндекс, платят налоги. Они рассчитываются и снимаются со счета автоматически. Размер налогов варьируются:

  • для обычных пассажиров, рассчитывающихся личной картой или наличными, налог 4% от суммы поездки;
  • на корпоративные заказы – 6%.

В первое время самозанятые получают от государства небольшую скидку, называемую «правом на налоговый вычет». Она будет действовать до тех пор, пока водитель не сэкономит на налогах 10 000 рублей, и в этот период будут действовать уменьшенные ставки:

  • 3% для пассажиров, оплачивающих поездку карточкой или наличными;
  • 4% на корпоративные заказы.

Подключиться к Яндекс Такси

Когда на выплатах в налоговую инспекцию будет сэкономлено 10 000 рублей за счет сниженных процентов, подключатся стандартные ставки – 4% и 6%.

Все доходы считаются по чекам через приложение «Мой налог». Каждый месяц рассчитывается сумма налога, которую должен погасить водитель со своего счета.

Видео про налогообложение для водителей:

Вы работаете в качестве самозанятого таксиста? Расскажите нам о вашем опыте в х! Мы будем рады получить отзывы от самозанятых водителей в Яндекс Такси!

Как выводить заработанные деньги?

Отдельно выводить деньги со счета вам не придется, так как все работает в автоматическом режиме. Система работает по следующим принципам:

  • Деньги сразу зачисляются на счет карточки, которая привязана к аккаунту Таксометра. Нужно указывать реквизиты принадлежащей вам карты, иначе зачисление средств станет невозможным.
  • Оплата поступает не сразу. Если клиент рассчитывается за поездку с карты, деньги зачисляются обычно в течение двух дней, а иногда процесс затягивается на пять рабочих дней из-за перерасчета цены поездки или банковских задержек.

Снимать деньги с карты вы можете любым удобным способом.

Если вы решили стать самозанятым в Яндекс Такси, то получите несколько преимуществ, но не стоит забыть и о недостатках данного вида деятельности

Преимущества

  • отсутствуют дополнительные сборы в ФСС или пенсионный фонд;
  • когда водитель не работает, налоговые отчисления не переводятся;
  • налоговая ставка фиксированная;
  • статус самозанятого работника не влияет на основную работу, если таковая имеется;
  • нет необходимости создавать в банке расчетный счет;
  • не нужно заниматься заполнением декларации с доходами и расходами.

Устроиться на работу в Яндекс Такси

  • отсутствие перечислений в пенсионный фонд – это для одних людей плюс, а для других минус (если нет официальной работы);
  • нет оплачиваемого больничного;
  • У самозанятого водителя такси не засчитывается трудовой стаж.

При этом самозанятость позволяет обращаться в банки за кредитами и даже оформлять ипотеку, так как официальный доход подтверждается чеками. Справка о доходах оформляется через мобильное приложение Таксометр.

Если вы хотите работать в Москве, обратите внимание на новую компанию Ситимобил -https://citymobil-job.ru. При подключении водитель получает 1500 рублей в виде приветственного бонуса, процент за работу с сервисом — 16%. И очень важный плюс — таксисту известна конечная точка поездки.

Вопросы и ответы



Кто не может стать самозанятым?

Не у каждого водителя такси есть возможность стать самозанятым, так как действуют определенные ограничения:

  • наличие действующего договора с таксопарком;
  • годовой доход гражданина превышает 2,4 млн. рублей;
  • нет российского гражданства;
  • предприниматель имеет наемных сотрудников;
  • водитель проживает в регионе, в котором недоступна работа в Яндекс Такси для самозанятых граждан.

У водителей, работающих на себя, есть право работать только в том регионе, где они зарегистрированы. За пределами своей области они не могут оказывать услуги. Это ограничение реализовано с той целью, чтобы налоговые отчисления попадали в местный бюджет.

Теоретически получить статус самозанятого может и иностранец при наличии ИНН, но процедура оформления намного сложнее и требует обязательного обращения в ФНС.

Ждем в х отзывы водителей, которые стали самозанятыми в Яндекс Такси! Расскажите нам о плюсах и минусах, с которыми вы столкнулись!

Самозанятый в такси: как стать, плюсы и минусы

Появление нового налогового режима НПД позволило гражданам официально оформить самозанятость и работать по выбранному виду деятельности, не опасаясь штрафов. Если с такими направлениями, как репетиторство, строительство и ремонт все предельно понятно, то может ли работать самозанятый в такси Яндекс или в любом другом агрегаторе?

Кто может стать самозанятым?

В первую очередь, хотелось бы пролить свет на то, кто же такие самозанятые, и кто ими может стать.

Данное понятие активно влилось в массы с началом действия 422 –ого ФЗ об экспериментальной программе по вводу на территории страны нового налогового режима. Он получил название налог на профессиональный доход.

А вот, лица, осуществившие на него переход и ставшие плательщиками НПД, в обсуждениях и получили название «самозанятые».

Стать самозанятым гражданином имеет право только тот, кто соответствует требованиям к данному режиму:

  • Наличие гражданства России;
  • Быть физлицом или индивидуальным
    предпринимателем;
  • Суммарный годовой доход менее 2,4 миллионов;
  • Нет в подчинении сотрудников по найму;
  • Реализуются услуги или товары своего
    производства.

Стоит отметить, что налоговый режим НПД был введен не сразу
по всей стране, а лишь в некоторых субъектах РФ. Хотя, их число поэтапно
увеличивается, охват всех регионов лишь в перспективе. Поэтому перед
регистрацией самозанятым следует уточнить, действует ли в населенном пункте их
деятельности налог на профессиональный доход.

Таким образом, самозанятым может являться гражданин, впервые вставший на налоговый учет через приложение, а также индивидуальный предприниматель, отказавшийся от имеющихся налоговых систем и перешедший на НПД.

Можно ли самозанятому работать в такси?

Поскольку, такое явление, как «самозанятость», появилось относительно недавно, у многих водителей остается много вопросов ввиду нестыковок и противоречий в нормативно-правовых актах.

Известно, что деятельность по перевозке людей регламентируется Федеральными законами РФ. Так, по 69 –ому ФЗ заниматься перевозкой багажа и пассажиров в такси легкового типа можно только при наличии специального разрешения (лицензии).

Которое, могут получить лишь ИП и юридические лица. А вот, какого-либо упоминания в документе о самозанятых в такси нет. И, казалось бы, на этом можно было бы поставить точку и категорично ответить, что данная категория не имеет права работать по данному направлению.

Однако, не стоит торопиться с выводами.

При ответе на заданный вопрос стоит учитывать, что:

  • Российское законодательство построено по принципу «разрешено все, что не запрещено». А вот явного запрета на перевозку людей и грузов для самозанятых не установлено;
  • Последние изменения к 69 –ому ФЗ датируются 2014 годом, а программа по НПД запущенна лишь в 2019. Вероятно, к началу эксперимента не были готовы поправки по всем действующим ФЗ и в скором времени будут внесены дополнения.
  • На законодательном уровне термин «самозанятый» не закрепляется ни в одном документе. Как следствие, установить запрет для официально не существующей категории лиц невозможно.

Таким образом, единственным проблемным вопросом, который может возникнуть – это получение лицензии. Хотя, некоторые граждане пренебрегают данным аспектом, штрафы за подобные нарушения достаточно велики. Что делает нелегальные перевозки крайне невыгодными.

Лицензия такси для самозанятых

Хотя, явного запрета для лицензирования самозанятых в такси нет, Минтранс выдает разрешения по прежним правилам. То есть только организациям или ИП. Тем не менее, до официального предоставления физлицам такой возможности существуют выходы из ситуации.

Лицензия такси самозанятым может быть оформлена:

1. На свое ИП:

  • Гражданин регистрирует ИП на УСН;
  • Получает соответствующее разрешение на перевозку;
  • Пишет заявление отказа от УСН, а также переводит ИП на НПД, не забыв в течение месяца уведомить об этом ФНС.
  • Таким образом, самозанятый будет иметь действующую лицензию на ИП, а также пользоваться всеми преимуществами НПД без обязательных взносов, будучи предпринимателем.
  • 2. Через таксопарк:
  • В таком случае появляется посредник по аналогии с «подключашками», который будет брать дополнительный процент. Как правило, он составляет 3 — 6 %
  • 3. Через компанию с лицензией:

Может ли таксист быть самозанятым

Можно заключить договор с компанией, имеющей лицензию. По соглашению личный автомобиль передается в аренду определенному таксопарку, которого в реальности может и не быть. Затем оформляется лицензия на этот автомобиль, который сдается по договору найма с готовым разрешением от ООО владельцу авто. То есть человек работает на своем автомобиле, якобы взяв его в аренду с лицензией.

Прежде чем останавливаться на данном способе, следует хорошо изучить динамику данного направления. Во-первых, стоимость такой услуги выросла в разы (в среднем с 3 000 до 20 000 рублей). Во-вторых, активность таких предприятий постепенно снижается, как и срок их существования, ввиду принимаемых мер государством.

4. Оформить лицензию на чужое ИП или компанию:

Здесь многое зависит от договоренностей и возможностей самого водителя. Если он найдет таких желающих, то может воспользоваться данным способом. Однако, появляется зависимость от сторонних лиц и ряд сопряженных рисков.

Читайте: Какой штраф за грязные номера на машине?

Как может устроиться на работу в такси гражданин?

В свою очередь, услуги по перевозке багажа и пассажиров могут оказываться в разных организационно-правовых формах. Вариант с ООО рассматривать не будем, поскольку, компании не могут применять НПД. К тому же, для гражданина это либо работа по найму, либо руководство собственным юрлицом.

Устроиться на работу в такси можно в качестве:

1. Индивидуального предпринимателя:

  • На упрощенной системе (УСН) — 6% от доходов;
  • С патентной системой (ПСН) – с фиксированным
    платежом 18 000 рублей;
  • С налогообложением профессионального дохода
    (НПД) – 4% от физ и 6% от юр лиц.
Читайте также:  Налог при продаже акций физическим лицом

2. Самозанятого гражданина
на НПД:

  • 4% и 6%, как и в случае с ИП;
  1. 3. Нелегально, по найму или через посредников:
  2. Но доходы от данной деятельности при таких условиях вряд ли будут высокими, а карьера продолжительной.
  3. Читайте: Самозанятые в
    Санкт-Петербурге: Виды деятельности и как оформить.

Как стать самозанятым в такси?

Исходя из наличия различных способов устройства в такси самозанятым, рассмотрим наиболее распространенную ситуацию через ИП.

Это когда гражданин уже работал в такси предпринимателем, но захотел перейти на НПД или только планирует заняться этой деятельностью, но у него еще нет лицензии.

Чтобы в качестве самозанятого оказывать услуги по перевозке граждан на легковом автомобиле необходимо следующее:

  1. Зарегистрироваться в качестве ИП на УСН, если ранее этого не было сделано;
  2. Получить разрешение на осуществление перевозки людей и багажа на ИП;
  3. Установить на мобильный девайс приложение Мой налог;
  4. Пройти через него процедуру регистрации в качестве плательщика НПД;
  5. Направить в налоговую заявление об отказе от УСН;
  6. Дождаться уведомления о переходе на новый режим;
  7. Заполнить и подать анкету в качестве самозанятого агрегатору, например, Яндекс.Такси. 

Читайте: Самозанятые в Свердловской области: регистрация и виды деятельности.

Самозанятый в такси Яндекс

Может ли таксист быть самозанятым

Одной из самых распространенных сетей по услугам перевозки является сервис Яндекс. Работать, как самозанятый в такси Яндекс можно только зарегистрировавшись ИП с переходом на НПД. Так как наличие разрешения обязательно, а получить его можно от ИП или организации. При этом водитель работает с агрегатором напрямую и ему присваивается статус партнера.

Заполнить и подать документы можно в центре Яндекс такси
своего города. При этом понадобятся:

  • Паспорт водителя;
  • Его водительское удостоверение;
  • СНИЛС;
  • СТС своей машины;

Каждому самозанятому водителю-партнеру Яндекс такси
предлагает:

  1. Одну комиссию только от самого сервиса;
  2. Получение наличных платежей в день получения
    заказа, а безналичных на следующий рабочий день;
  3. Вывод денег на личную банковскую карту;
  4. Круглосуточную службу поддержки;
  5. Бонус в виде серебранной короны на 60 дней;
  6. Онлайн процесс регистрации, а также закрытия;
  7. Возможность покупать смены;
  8. Доступ к приложению таксометр;
  9. Интеграцию приложений Яндекс таксометр и Мой
    налог;
  10. При регистрации бонусные 2 смены до 12 часов без
    комиссии с вводом реферального кода.

Код для самозанятых в Яндекс такси:

  • GF5L7R;
  • 5IRG6G;
  • VUU9L1;
  • 88RURF;
  • 8L5SGG;
  • 6QQ4NZ;
  • 79IVQQ.

Может ли таксист быть самозанятым

Что лучше ИП или самозанятый в такси?

Для наглядного понимания, что лучше ИП или самозанятый в такси, приведем приблизительные расчеты. За основу приняты доходы водителя, полученные от физлиц без учета накладных расходов и с уже снятой комиссией.

При ежемесячном заработке 50 000 рублей

УСН:

  • Фиксированные взносы за 2020 год – 40 874
    руб.;
  • 1% от доходов свыше 300 тыс. в год – 3 000
    руб.;
  • Расчетный счет – 12 000 руб. (в среднем
    1 000 руб./мес.);
  • Приобретение ККТ – 18 000 руб.;
  • Налог 6%:

600 000 * 6% — 40 874 –
3 000 = -7 874. Таким образом, налог не уплачивается.

Сумма затрат: 73 873;

Чистый доход: 600 000 — 73 873 = 526 126;

ПСН:

  • Стоимость патента – 18 000 руб.;
  • Обязательные взносы на 2020 год – 40 874
    руб.;
  • 1% от доходов свыше 300 тыс. в год – 3 000
    руб.;
  • Расчетный счет – 12 000 руб. (в среднем
    1 000 руб./мес.);
  • Приобретение ККТ – 18 000 руб.;

Сумма затрат: 91 874 руб.

Чистый доход: 600 000 – 91 874 = 508 126 руб.

НПД:

600 000 * 4% = 24 000;

Сумма затрат: 24 000 руб.

Чистый доход: 600 000 – 24 000 = 576 000 руб.

При заработке в месяц 150 000 рублей

УСН:

  • Фиксированные взносы за 2020 год – 40 874
    руб.;
  • 1% от доходов свыше 300 тыс. в год – 15 000
    руб.;
  • Расчетный счет – 12 000 руб. (в среднем
    1 000 руб./мес.);
  • Приобретение ККТ – 18 000 руб.;
  • Налог 6%:

1 800 000 * 6% — 40 874
– 15 000 = 52 126.

Сумма затрат: 138 000;

Чистый доход: 1 800 000 – 138 000 = 1 662 000;

ПСН:

  • Стоимость патента – 18 000 руб.;
  • Обязательные взносы на 2020 год – 40 874
    руб.;
  • 1% от доходов свыше 300 тыс. в год – 15 000
    руб.;
  • Расчетный счет – 12 000 руб. (в среднем
    1 000 руб./мес.);
  • Приобретение ККТ – 18 000 руб.;

Сумма затрат: 103 874 руб.

Чистый доход: 1 800 000 – 103 874 = 1 696 126 руб.

НПД:

600 000 * 4% = 72 000;

Сумма затрат: 72 000 руб.

Чистый доход: 1 800 000 – 72 000 = 1 728 000 руб.

За основу взяты сухие цифры, которые не дают полную картину приоритета какой-либо налоговой системы. Многое зависит от условий партнерского договора.

Например, комиссия агрегатора может удерживаться до поступления безналичных денежных средств на расчетный счет таксиста. В таком случае налогооблагаемая база будет снижена на эту сумму (20 – 25%). А может и после поступления денежных средств водителю.

В таком случае за доходы принимаются все поступления включая комиссию, а лишь потом она вычитается. 

Как видно из расчетов, единого сценария, что выгоднее и лучше ИП или самозанятый в такси нет. Многое зависит от уровня доходов водителя, накладных расходов, а также его жизненных обстоятельств.

Например, работа в такси не единственное его направление, а он параллельно занимается другой деятельностью, которая допустима лишь на иных налоговых режимах.

Или водитель работает по трудовому договору на основном месте деятельности, а перевозки на такси для него лишь подработка.

Иначе говоря, для определения выгодности каждый конкретный случай лучше заранее досконально просчитать перед окончательным выбором налогового режима с учетом всех нюансов, возможных расходов, количества наличных платежей и особенностей заключаемого договора. 

Самозанятый в такси: плюсы и минусы

Хотя, «самозанятость» относительно свежее явление и имеет много неоговоренных моментов, на текущий момент можно выделить ряд преимуществ и недостатков такой формы ведения деятельности.

ПЛЮСЫ:

  • Быстрая регистрация;
  • Низкие налоговые ставки;
  • Ставки фиксированы для всех регионов до конца 2028 года;
  • Не платятся обязательные взносы;
  • Наличие льготы в виде налогового вычета до 10 тысяч рублей;
  • Если нет доходов, НПД не платится;
  • Налог только с доходности;
  • Для работы требуется только «Мой налог» — приложение для мобильного устройства;
  • Не нужен кассовый аппарат;
  • Нет отчетности, а также учета;
  • Потребность в бухгалтере отпадает;
  • Автоматический расчет налогов и доходов;
  • Не сдается декларация;
  • Есть возможность совмещать работу по ТД;
  • Официальное подтверждение заработка для ипотеки или кредита;
  • Получение платежей на банковскую карточку, наличными или на электронный кошелек;
  • Не требуется расчетный счет;

Читайте: Как сформировать чек в приложении Мой налог.

МИНУСЫ:

  • Безналичные средства от партнеров приходят с задержкой на один, а то и несколько дней;
  • Пока не все регионы подключены к программе по НПД;
  • Нельзя работать таксистом по трудовому договору;
  • Лимит по максимальному заработку в год;
  • Не увеличивается пенсионный стаж;
  • При определенных условиях сумма налогов может быть выше чем на ПСН или УСН;
  • Ежемесячная оплата налога.

  • Как
    оплатить транспортный налог онлайн?
  • Штраф за
    езду по тротуару.
  • Какие
    документы нужны для автокредита?
  • Ответственность
    за неуплату транспортного налога.

Самозанятые таксисты: может ли водитель быть самозанятым гражданином

На обывательском уровне таксисты, которые занимаются частным извозом пассажиров, относятся к категории самозанятых граждан. Они не имеют работодателя, получают систематический доход и не платят с прибыли налогов.

С рассмотрением и принятием нового закона о самозанятости, который вступил в силу с 1 января 2019 года, встал вопрос, смогут ли самозанятые таксисты встать на официальный учет в налоговой инспекции.

Данный вопрос имеет особые нюансы, которые требуют детального рассмотрения, чтобы окончательно ответить на этот вопрос.

Как работает бизнес в сфере такси

Услуга такси широко востребована населением, и государство с легальными компаниями не в силах удовлетворить запросы общества. На сегодняшний день существуют несколько общероссийских сервисов по предоставлению данного вида услуг, но этого недостаточно.

Многие таксисты, которых часто называют «бомбилами», занимаются перевозкой пассажиров без какой-либо регистрации. Вопрос легализации их деятельности остается открытым. Хотя в данном секторе рынка давно пытаются уладить положение вещей, и достигнуты уже хорошие результаты.

На сегодняшний день в сфере такси работают по следующим схемам:

  1. Водители устраиваются на официальную работу в зарегистрированные компании. Им предоставляется автомобиль и все условия работы, заключается договор. В качестве оплаты водитель забирает часть прибыли. Данная схема работы не очень выгодна, поэтому многие не спешат пользоваться ею.
  2. Таксование на собственном автомобиле (не возбраняется брать автомобиль и в аренду, но под личную ответственность). По этой схеме водитель с личным автомобилем регистрируется в определенной конторе и получает заказы от компании. Основной заработок он оставляет себе, а организатору отдает небольшую комиссию.
  3. Онлайн-сервисы. Рынком на сегодняшний день правит такой гигант, как Яндекс Такси. В силу широких возможностей, эта компания способна организовать легализацию работу таксистов, и тем, кто работает на Яндекс, можно не беспокоиться.
  4. Всенародный сервис бла-бла-кар также дает возможность шоферу заработать. Несмотря на то что изначально цель данного ресурса – помочь сэкономить на бензине во время путешествий путем подвоза попутчиков, многие таксисты стали использовать его для личных заработков.
  5. Бомбилы, которые работают единолично, вынуждены самостоятельно искать клиентов. Они обычно ведут настоящую «охоту» на клиентов около вокзалов, аэропортов, в ночное время, в туристических зонах, предлагая свои услуги по завышенным ценам.

Вопрос легализации деятельности таксистов остро стоит относительно граждан, которых можно отнести к последним двум категориям.

Важно! В последнее время с появлением крупных сервисов, количество частных извозчиков такого рода убавилось, но все же они есть, особенно в крупных городах и городах-курортах.

Почему важно легализовать деятельность таксистов

Сфера перевозки пассажиров связана с человеческими жизнями, поэтому требует пристального контроля. Чтобы обеспечить безопасность, транспортное средство должно находиться в надлежащем техническом состоянии, водитель должен соответствовать нормам физического и психического здоровья, должен быть трезвым.

Ответственность за такие моменты при частном извозе никто не несет. Люди, сев в машину к первому попавшему человеку, доверяют свою жизнь незнакомцу и рискуют не только здоровьем и деньгами, но и жизнью. Бизнес на частной перевозке пассажиров давно попал под внимание госорганов, поскольку в этой сфере крутятся большие деньги, ради которых люди готовы на многое.

В последнее время вызывают беспокойство такие моменты:

  1. В борьбе за клиентов и ведя конкуренцию, таксисты не особо заботятся о самих пассажирах. В погоне за скоростью и деньгами нарушаются правила дорожного движения и принципы общечеловеческой морали. Водители не стесняются в выражениях, устраивают разборки между собой при клиентах.
  2. Частные бомбилы и вовсе открыто могут угрожать и принуждать пассажиров ехать с ними. Над ними нет контроля, они чувствуют полную свободу и контроль над ситуацией.
  3. Частные извозчики в определенных ситуациях необоснованно завышают цены, не оставляя клиенту выбора. Их расценки никак и никем не контролируются.
  4. Ехать с незнакомым человеком с улицы – просто опасно. Вас могут обокрасть или иным образом подвергнуть жизнь насилию и опасности.
  5. Такие водители ни за что не отвечают: не за ценные вещи, которые забыты в салоне и автомобиля, ни за ваш комфорт, ни за вашу жизнь и здоровье в случае возникновения ДТП.
Читайте также:  Льготы по транспортному налогу для ветеранов труда в 2019 году

Поэтому связываясь с частными извозчиками, каждый человек должен нести ответственность за себя сам и четко понимать риски. И если работу водителей, которые работают через городские компании и сервисы, можно хоть как-то контролировать, то частники не поддаются никакому контролю.

Может ли таксист зарегистрироваться как самозанятый

В мире много вполне ответственных и культурных водителей такси, которые добросовестно относятся к своей работе. И вопрос легализации кроется не в том, чтобы обеспечить ответственность перевозчиков, а в том, чтобы вывести их доходы из «тени» и дать возможность заниматься извозом на законных основаниях.

По определению таксисты подходят под все требования закона о самозанятости: они не имеют работодателя, не нанимают работников, оказывают личную услугу, получают систематический доход. Поэтому на обывательском уровне их относят к самозанятым гражданам.

Однако если глубже копнуть законы, то увидим два пункта:

  1. Федеральный закон №69-ФЗ от 21.04. 2011 гласит, что частной перевозкой пассажиров и багажа можно заниматься только на основании лицензии, то есть специального разрешения, выданного уполномоченным органом (ст. 9 ч. 1). А в лицензии должны указываться данные зарегистрированного ИП или ООО (согласно п.2 ч. 1 ст. 9 данного закона).
  2. Закон о самозанятых в пункте 6 статьи 2 гласит о том, что специальный налоговый режим с уплатой налогов на профессиональный доход можно применять при ведении разрешенной деятельности без регистрации ИП, за исключением видов деятельности, которые требуют по закону обязательной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Из вышеописанного можно сделать вывод о том, что для законной деятельности частному таксисту необходимо обязательно оформиться как ИП, а такие предприниматели не могут применять специальный налоговый режим.

Важно! Таксисты не могут встать на учет в налоговых органах в качестве самозанятого лица.

В данном случае возникает вопрос, как же им легализовать свою деятельность, ведь для оформления в качестве ИП многие не имеют достаточных доходов, да и сама процедура ведения бизнеса в качестве ИП имеет свои сложности в регулярном предоставлении отчетов, использования онлайн-касс, подаче деклараций.

Поскольку схем для упрощенной легализации деятельности извозчиков на такси не существует, эта категория населения действует следующим образом:

  1. Вступает в ряды таксистов, которые работают на крупные компании через известные сервисы. В данном случае легализация – это уже не его головная боль. Крупные сервисы имеют свои каналы и программы, которые позволяют иметь официальный источник доходов частным перевозчикам с уплатой либо НДФЛ, либо комиссий организатору.
  2. Продолжает работать без регистрации на свой риск и страх, так как это является незаконным предпринимательством. Однако, таких водителей очень сложно выявлять, поскольку деньги они получают на руки, а доказать, что они везли клиентов, а не родных или друзей, на практике довольно сложно.

При существующем положении, когда таксисту нужно оформлять ИП, чтобы вести законную деятельность, проблема незаконного частного извоза не может быть решена. Никто не захочет свалить на себя столько проблем, проще заплатить штраф в 2000 рублей в случае выявления незаконного предпринимательства.

И то риск наступления такого случая минимален, поскольку на данном секторе рынка процветает коррупция, и все работают под прикрытием вышестоящих органов. Государство не в состоянии бороться с таким положением вещей, но и не предлагает реальных путей решения проблемы.

Поэтому часть будет работать через крупных организаторов, а остальная часть так и останется в тени, потому что водители такси быть самозанятыми и официально встать на учет не могут.

Шашечный разбор: таксисты переходят на самозанятость

Таксисты начали активно регистрироваться самозанятыми — каждый пятый из 35 тыс. человек, вставших на учет в налоговой с 1 января, оказался представителем именно этой профессии. Такие данные «Известиям» привели в Федеральной налоговой службе. Большое количество таких водителей выгодно агрегаторам, которые хотят избавиться от посредников — таксопарков.

ФНС это позволит вывести налогоплательщиков из тени, а самим таксистам — больше зарабатывать. Эксперты, однако, предупреждают о рисках: пассажирам будет еще труднее взыскать ущерб в случае ДТП или других происшествий. Кроме того, схема не начнет действовать в полном объеме, пока самозанятым не дадут возможность получать разрешения на таксомоторную деятельность.

В один клик

Услуга по перевозке пассажиров — один из наиболее популярных видов деятельности, которые указывают самозанятые в мобильном приложении «Мой налог», сообщили «Известиям» в ФНС. По данным службы, из 35 тыс. человек, зарегистрированных с 1 января, порядка 20% — таксисты.

Налог на профессиональный доход, который неофициально называют налогом на самозанятых, введен в тестовом режиме с 2019 года в четырех регионах России. Эксперимент проводят в Москве, Подмосковье, Татарстане и Калужской области. Ставка — 4% на доход от работы с физлицами, 6% — с юрлицами.

Зарегистрироваться в качестве самозанятого может любой человек, работающий на себя, если его доход не превышает 200 тыс. рублей в месяц. Это можно сделать через мобильное приложение. Льготным режимом также могут воспользоваться индивидуальные предприниматели.

Ранее глава ФНС Михаил Мишустин говорил, что агрегаторы такси — основная цель нового проекта.

Водители активно интересуются переходом на режим самозанятости, подтвердили «Известиям» в «Яндекс.Такси» (в 2018 году объединилась с Uber), «Ситимобил», такси «Везет» (бренды «Везет», Рутакси, «Сатурн», «Ред такси» и «Фастен») и «Максим». В Gett отказались от комментариев.

В «Яндекс.Такси» отметили, что такой переход удобен в первую очередь самим таксистам. Это позволяет получать деньги за выполнение заказов без посредников, уменьшить налогообложение и отчитываться о налогах без бумажной волокиты через мобильное приложение, отметил представитель сервиса.

Замгендиректора по стратегии «Ситимобил» Александр Горный сказал, что специалисты в офисах и call-центре ежедневно консультируют водителей по этому поводу.

В сервис такси «Максим» обратились более 1 тыс. водителей, желающих перейти на самозанятость, уточнили в компании.

В такси «Везет» добавили, что переходом на специальный режим интересуются в том числе и в тех регионах, где он пока не внедрен.

Миллион за баранкой

По данным аналитического центра при правительстве РФ, с 2015 по 2017 год рынок услуг такси в России вырос на 14%, до 575 млрд рублей. В сфере таксомоторных перевозок в 2017 году работало около 700 тыс.

человек, сейчас — порядка 1 млн, говорится в концепции правового регулирования агрегаторов такси, направленной экспертным советом при правительстве вице-премьеру Максиму Акимову (копия есть у «Известий»).

В документе отмечается, что значительной положительной динамики в таксомоторных перевозках удалось добиться благодаря использованию цифровых технологий.

Сейчас за таксистов налоги оплачивает юрлицо (таксопарк), где они работают. Платят за себя только частники, открывшие ИП, они могут выбрать льготный режим налогообложения — упрощенную систему (УСН), единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или патент.

Юрист фирмы «Интеллектуальный капитал» Сергей Колесников привел несколько причин, по которым таксистам будет выгоден режим самозанятости: максимально простая регистрация без визита в налоговую, отсутствие отчетности и обязанности платить страховые взносы, кроме того, официальный налог подтверждается справкой из мобильного приложения.

Для ИП, работающих по упрощенной системе налогообложения «доходы минус расходы», есть смысл переходить на самозанятость только в одном случае — если часть расходов они не могут подтвердить документами, возразил руководитель налоговой практики Coleman Legal Services Павел Зюков.

— Но наиболее привлекательна для таксистов, зарегистрированных в качестве ИП, сегодня патентная система налогообложения. Нужно оплатить только стоимость патента, в Москве он обойдется всего в 18 тыс. рублей в год, — добавил он.

Внедрение налога на профессиональный доход выгодно прежде всего налоговикам — это позволит вывести из тени часть налогоплательщиков и повысить собираемость налогов, сказал Сергей Колесников. Качество услуг такси при этом не изменится, считает он. В свою очередь, в ФНС заявили, что результаты динамики налоговых поступлений «пока рассматривать преждевременно».

В сервисе «Максим» подчеркнули, что система работы с самозанятыми тестируется. Она полноценно заработает, только когда все агрегаторы подключатся к электронной площадке ФНС, а самозанятым позволят получать разрешения на таксомоторные перевозки.

Такое предложение, в частности, содержится в проекте концепции правового регулирования агрегаторов такси.

Сейчас разрешения дают только юрлицам и индивидуальным предпринимателям, поэтому большинство таксистов — это либо индивидуальные предприниматели, перешедшие на самозанятость, либо работники таксопарков.

— Мы рекомендуем водителям регистрировать ИП, получать разрешение и переходить на налоговый режим самозанятого, — пояснили в «Яндекс.Такси».

В ответе за тех, кого подвозили

Представители агрегаторов, опрошенные «Известиями», утверждают, что новый налоговый режим позволит вывести из тени нелегалов и избавиться от посредников. А значит, водители смогут больше зарабатывать.

Однако зампред межрегионального профсоюза «Таксист» Андрей Попков с этим не согласен. По его словам, с учетом затрат на аренду автомобиля, топливо и прочее расходы составят не 6%, а минимум 15%. Схему работы в такси самозанятых он считает «на 99% нелегальной».

— Возможно, в целом самозанятость полезна. Но в российском транспортном законодательстве не прописаны основы для их легальной работы в такси. Эта профессия также не упоминается в законе о налоге на профессиональный доход, — подчеркнул он.

Переход на самозанятость, по его мнению, приведет к тому, что таксопарки будут уходить с рынка — водители смогут напрямую работать с агрегаторами. Таким образом, таксопарки станут не нужны.

При этом эксперт уверен, что у физлиц не хватит собственных ресурсов для обеспечения достаточного уровня безопасности перевозок.

А в случае серьезного ДТП добиться компенсации будет очень трудно, поскольку физлицо отвечает только своим имуществом, добавил он.

Сейчас ответственность в случае ДТП или других происшествий несет владелец лицензии — таксопарк или ИП. Но у агрегатора зачастую нет исчерпывающей информации по каждому водителю, пояснил «Известиям» собеседник в одном из сервисов. Это связано с тем, что агрегаторы в большинстве регионов не обязаны проверять налоговый статус перевозчика.

Благодаря этому на рынке таксомоторных перевозок активно работают так называемые «подключашки» — то есть водители, легализовавшиеся через посредников. Поэтому в случае аварии или других инцидентов с таксистом, вызванным через приложение, и сегодня сложно добиться компенсации — компании начинают перекладывать ответственность друг на друга.

При этом неадекватные водители — не редкость. Так, в августе 2018 года в Перми завели уголовное дело об изнасиловании клиентки водителем сервиса Uber, в ноябре того же года таксист «Яндекс.Такси» избил пассажирку за язвительные замечания.

В «Яндекс.Такси» подчеркнули, что с декабря 2017 года у компании есть собственная программа страхования здоровья водителей и пассажиров при ДТП. Впрочем, на другие случаи, в том числе описанный выше, она не распространяется.

Риск нарваться на неадекватного водителя останется в любом случае, считает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.

Если водитель нахамил пассажиру, то можно поставить низкую оценку в приложении, что в конечном итоге приведет к отключению такого таксиста.

Что касается имущественного ущерба или вреда здоровью, необходимо на законодательном уровне вводить субсидиарную ответственность перевозчика и агрегатора такси, добавил он.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *